^
^
^

Практическое пособие для работы с детьми по безопасности.

 Картотека игр по правилам безопасности "Безопасность дома»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ЛОТО - ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель: с помощью сюжетных картинок формировать представление детей об опасных ситуациях во время пожара; умение вести себя правильно в возникшей опасной ситуации. Развивать внимание, логическое мышление, связную речь. Воспитывать чувство ответственности. Ход игры: Воспитатель раздаёт игрокам карточки, расчерченные на 10 пустых прямоугольников (игровые поля), затем показывает детям сюжетную картинку с изображением ситуации при пожаре( мальчик играет спичками, девочка выбежала на балкон горящей квартиры, оставлен утюг без присмотра, дети включили ёлку и т.д.). Ребёнок, правильно охарактеризовавший ситуацию, закрывает картинкой пустое игровое поле. Выигрывает тот , кто у кого окажется больше закрытых полей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КАРТОЧНАЯ ВИКТОРИНА».

Цель: закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать чувство ответственности. Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе, или кладёт в красиво оформленную коробочку корточки с вопросами на тему правил поведении во время пожара. Ребёнок, правильно ответивший на вопрос, получает фишку. Выигрывает тот, у кого при по окончании игры окажется больше фишек. Варианты вопросов: - Назови возможную причину пожара; - как правильно вызвать пожарных; - что делать, если во время пожара нет возможности вызвать пожарных, и пути из дома отрезаны пожаром; - можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных; - что нужно делать, если в доме запахло газом; - можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара; - можно ли поджигать тополиный пух; - можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери; - можно ли использовать лифт во время пожара в доме; - что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя; - как правильно покинуть задымлённое помещение; - можно ли играть спичками и зажигалками и почему.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «НАЗОВИ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА»

Цель: формировать знания о причинах пожара .Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность. Ход игры: Из предложенных воспитателем сюжетных картинок ( дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара и аргументировать свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ВЫБЕРИ НУЖНОЕ»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности. Ход игры: Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель .ведро с водой. Телевизор. Телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «СЛОЖИ КАРТИНКУ»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость. Ход игры: Ребёнок должен сложить разрезанную на 8-10 частей картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ХОРОШО – ПЛОХО»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание. Ход игры: Ребёнку показывается картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего и плохого).Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнём (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа ит.д.) дети должны расположить карточки на картине – в нужное место.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь, внимание, память. Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт красный мяч ребёнку который должен закончит стихотворную строку. Где с огнём беспечны люди, Там взовьётся в небе шар, Там всегда грозить нам будет Злой…….(пожар) Раз, .два, три, четыре. У кого пожар в …..(квартире) Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил…..( утюг) Красный отблеск побежал. Кто со спичками……(играл) Стол и шкаф сгорели разом. Кто сушил бельё над …(газом) Пламя прыгнуло в листву. Кто у дому жог…(траву0 Кто в огонь бросал при этом Не знакомые …(предметы) Помни каждый гражданин: Этот номер:….(01) Дым увидел- не зевай. И пожарных ….(вызывай)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Цель: закреплять знания о предметах которые могут стать причиной возникновения пожара .развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей. Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Пример – кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.)

ИГРА С НАПОЛЬНЫМ КОНСТРУКТОРОМ «ПОЖАР В ДОМЕ».

Предварительная работа: Конструирование зданий, Игры с напольным конструктором, Рассматривание плана-схемы своей квартиры, Обыгрывание ситуаций на тему «пожарная машина Приезжает по вызову», Беседы о профессии пожарного, Отгадывание загадок, Игры с траспортом, Беседы о правилах дорожного движения на тему спецтранспорта на улице. Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу. Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ».

Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме. Перед детьми на магнитную доску выставляются картинки «Как избежать неприятностей» (игровой дидактический материал по основе безопасности жизнедеятельности). Воспитатель задаёт вопросы, дети, опираясь на картинки, дают развёрнутые ответы. 1. Можно ли детям играть с острыми предметами: вилками, ножами, ножницами? 2. Можно ли прикасаться руками к кастрюле, чайнику, если они находятся на газовой плите. 3. Можно ли совать в нос, уши мелкие предметы – булавки, гайки, гвоздики. 4. Можно ли без разрешения взрослых брать молоток, плоскогубцы, рубанок и другие предметы для работ по дому. 5. Можно ли шпильку, гвоздь, спицу совать в розетку? 6. Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы (утюг, пылесос, телевизор, компьютер и другие электроприборы).

ИГРА: «ОТВЕТЬ НА ВОПРОС, СОБЕРИ КАРТИНКУ»

Дидактическую картинку с изображенными пожарными во время тушения пожара разрезают на шесть фрагментов. На другой стороне каждого фрагмента пишется вопрос. Дети отвечают на вопросы и складывают картинку. 1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей, дома от пожара? (Пожарные). 2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, спасают людей, их вещи, дома). 3. Какая у них работа? ( Трудная, интересная, тяжёлая, но нужная людям). 4. Какими должны быть пожарные? ( Сильными, смелыми, закалёнными, ловкими, мужественными, находчивыми, решительными). 5. Почему они должны быть сильными, смелыми? ( Они выносят людей из огня, работают в огне дыму). 6. Зачем пожарные надевают противогаз? ( Чтобы можно было дышать при задымлении). ИГРА «СВОЙ – ЧУЖОЙ». Детям показываются картинки с изображением людей в профессиональной одежде. Воспитатель: Кому из этих людей вы бы открыли дверь? Дети: Никому. (Объяснения детей). Воспитатель: А если чужой человек долго не уходит от вашей двери или пытается открыть её, что надо делать? Дети: Вызвать полицию по телефону 02. А кому же можно открывать дверь? Дети: Своим родным и близким.

ИГРА С МЯЧОМ «ОПАСНО – НЕ ОПАСНО».

Дети встают в круг, воспитатель просит определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасна – ребёнок отбрасывает мяч, если не опасна – ловит. Примерные ситуации: Открывать крышку горячей кастрюли; сушить вещи над газовой плитой; помогать маме по дому; разговаривать с незнакомым человеком по телефону; поджигать бумагу; смотреть с папой футбол по телевизору; совать в розетку ножницы, рисовать картину с бабушкой.

 Стихи о безопасности дома

Инсценировка детьми стихотворения «К нам пришёл сегодня гость».

( Реквизит: макеты – гвоздь, кнопка, спица, топор, нож, пила). К нам пришёл сегодня гость И случайно сел на гвоздь Гость смертельно побледнел, Встал со стула робко И на кресло пересел (Где лежала кнопка). Бедный гость из-за стола Вылетел, как птица… А внизу его ждала бабушкина спица. С полки вдруг упал топор, Нож, пила и гвозди… Гость несчастный с этих пор К нам не ходит в гости! Если ж вдруг пожар случиться, Нужно вам поторопиться, К телефону ты беги И по 01 звони. Мчится огненной стрелой, Пожарная машина. И зальёт пожар любой Смелая дружина. Инсценировка стихотворения «Врачи». (Белые халаты, медицинская аптечка с медицинскими инструментами). Всем понятно, что лекарство Без врача давать опасно. Если ж болен ты, Набери скорей 03. Медсестра: Пилюльки и таблетки Нельзя тайком глотать! Об этом все ребята обязаны узнать. Вот если заболеете, Врача вам позовут, То взрослые таблетку Вам сам принесут. Врач: Но если не больны вы. Таблетки есть нельзя: Глотать их без причины Опасно вам, друзья. Ведь отравиться можно: В таких таблетках – вред!!! Так будьте осторожны Живите много лет!!!

Инсценировка стихотворения «Чужой человек».

(Атрибуты: дверь, стол, телефон). Если позвонил звонок, Посмотри сперва в глазок В гости кто пришел, узнай, Но чужим – не открывай! Если нет глазка, тогда: «Кто же там?» — спроси всегда, А не станут отвечать – Дверь не надо отвечать! Если телефон звонит. Кто – то в трубку говорит: — И куда же я попал? Номер я куда набрал? Как тебя зовут, малыш? Дома с кем сейчас сидишь?- Ничего не отвечай, Просто маму подзывай! Если взрослых дома нет, Не веди ни с кем бесед, «До свидания!» — скажи Быстро трубку положи! Будь осторожен с открытой форточкой Захочешь форточку открыть – Старайся осторожным быть: На подоконник не вставай И на стекло не нажимай.

*** А вдруг не выдержит оно? И расколется окно - Ты свалиться можешь вниз... Зачем тебе такой сюрприз? Не можешь что-либо достать – Надёжней взрослых подозвать И их об этом попросить… Калекой очень трудно жить! Не перевешивайся за перила балкона Выйдешь на балкон – так знай: Там на стулья не вставай! Это может быть опасно – С высоты лететь ужасно. На перила не взбирайся, Низко не перегибайся – Будет сложно удержаться… Ты ж не хочешь вниз сорваться?

*** На балконе - так и знай! -Ты на стулья не вставай, На перила не взбирайся, Низко не перегибайся – Это может быть опасно: Падать сверху так ужасно!!! Не разбрасывай вокруг острые предметы Если кнопки из коробки Разлетелись – собери, Если гвозди на дороге Ты увидел – подбери! Эти острые предметы Не должны быть на полу. Сам наступишь незаметно Иль на гвоздь, иль на иглу.

*** Не играйте острыми Вилками, ножами. Ведь такой «игрушкой» просто Что-нибудь поранить. Будет больно, будет грустно, Мама наругает... Неужели вам игрушек В доме не хватает? Не трогай незнакомые предметы Есть в квартире много скляночек, Разных тюбиков и баночек. В них хранятся средства разные, Даже иногда опасные. Кремы, пасты и таблеточки В рот тащить не надо, деточки – Отравленье обеспечено И здоровье изувечено!

**** Много тюбиков и баночек Есть в шкафах у наших мамочек. В них хранятся средства разные, К сожалению, опасные... Кремы, пасты и таблеточки Не берите в руки, деточки: Эта бытовая химия – Как отрава очень сильная! Будь осторожен с кипящей водой Не только огонь, но и пар обжигает, Когда из кастрюли его выпускают. Так будь осторожен с кипящей водой И правила эти надёжно усвой: С кастрюли ты крышку рывком не снимай, А с краю тихонечко приподнимай Не там, где стоишь ты, – с другой стороны, Ведь руки твои пострадать не должны! В сторону выпустишь пар – и тогда Не будет опасна в кастрюле вода.

*** Когда в кастрюле кипяток, Не прикасайся к ней, дружок, И очень осторожен будь: Ее так просто обернуть! Поверь: кипящая вода Была опасною всегда! Не ешь бесконтрольно витамины Витамины и вкусны, И полезны, и важны. Только помните, друзья, Их без меры есть нельзя. Должен доктор рассказать, Как их нужно принимать. Не ешь незнакомые таблетки Все маленькие детки Обязаны узнать: Пилюли и таблетки Когда вы заболели, Тогда врача зовут, И взрослые в постельку Таблетки принесут. Но если не больны вы, В таблетках – только вред! Глотать их без причины Нужды, поверьте, нет! Ведь отравиться можно И даже умереть! Так будьте осторожней – Зачем же вам болеть?

*** Пилюли и таблетки Нельзя тайком глотать! Об этом наши детки Обязаны узнать. Вот если заболеете, Врача вам позовут, То взрослые таблетку Вам сами принесут. Но если не больны вы, Таблетки есть нельзя: Глотать их без причины Опасно вам, друзья. Ведь отравиться можно: В таких таблетках - вред!!! Так будьте осторожны – Живите много лет!!! Не ешь грязные фрукты и овощи Нужно, друзья, за здоровьем следить. И потому полагается мыть Фрукты и овощи перед едой Чисто и тщательно тёплой водой. Смоешь микробы – и будешь здоров! Мытое яблочко ярче блестит, Да и живот от него не болит. Если с кем-то случилась беда, окажи посильную помощь С другом твоим приключилась беда? Не покидай ты его никогда, А подбодри, «всё в порядке!» - скажи, Помощь посильную сам окажи. Если ему не сумеешь помочь, Не убегай ты испуганно прочь, Взрослых на помощь зови поскорей! Время и силы свои не жалей! Помни: в лесу, на земле, на воде Люди людей не бросают в беде!

*** Если мама заболеет, Не волнуйся и не плачь. Набери «03» скорее, И приедет к маме врач. Никогда не отбирай у собаки миску с едой Петя не знает, чем бы заняться. Стал он собаку дразнить – развлекаться! Прыгает рядом, зовёт за собой И отбирает тарелку с едой. Долго собака терпела, скулила, Но не сдержалась, его укусила. Пете теперь будут руку лечить… Больше не будет собак он дразнить. Не трогай маленьких щенят (на глазах у их мамы) Не троньте маленьких щенят! Их захотите в руки взять – Мать деток будет защищать. И даже может укусить, Нельзя к щенятам подходить! Вот подрастут – тогда играйте, Но малышей не обижайте. Не играй со спичками – это опасно! Я спичек коробок нашёл И высыпал его на стол, Хотел устроить фейерверк – Всё полыхнуло, свет померк! Не помню больше ничего! Лишь пламя жжёт меня всего… Я слышу крики, шум воды… Как много от огня беды! Меня спасти едва успели, А вот квартиру не сумели. Теперь в больнице я лежу И боль едва переношу. Хочу напомнить всем, друзья: Играть со спичками нельзя!!!

*** Ребята, вам твердят не зря: Играть со спичками нельзя! Огонь опасен, к сожаленью, Для всех людей без исключенья! Его так трудно потушить - Он может всё вокруг спалить! И вот уже в огне - весь дом... Опасны шалости с огнем! Не подходи к газовой плите На кухне газ у нас горит, Меня он тянет, как магнит. Как мама, я хочу уметь Все ручки на плите вертеть, И спички ловко зажигать, И газ включать и выключать. Но мама строго мне сказала: – К плите чтоб руки не совала! Опасно это, так и знай! Пока за мной понаблюдай, Учись на кухне помогать, Посуду мыть и вытирать, А к газу ты не подходи – Сперва немного подрасти!

*** Если ты газ зажигать не умеешь, Не подходи, иль потом пожалеешь... Очень опасно к плите приближаться: Мама сама всё согреет и сварит, Суп приготовит и чайник поставит. Ты же, малыш, не спеши: подрастешь – Спичкой конфорку ты сам подожжешь! Если получишь ожог, окажи себе помощь сам Если руку ты обжёг, Потерпи, не плачь, дружок! Под холодною струёй Боль сними и успокой, Маслом смажь ожог потом И прикрой его бинтом Иль салфеткой оберни – И врачу скорей звони! Будь осторожен с открытым огнём С открытым огнём обращаться опасно! Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно, А если зажёг – никуда не роняй: Прожорливо пламя горячее, знай! Но если случилось свечу уронить, Бросайся огонь без заминки тушить: Материей плотной, тяжёлой накрой, А после залей поскорее водой! Если увидел пожар – зови на помощь Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослых на помощь скорей призывай, И в «01» поскорее звони: Срочно пожарных! Помогут они! И под кроватью не прячься – учти, Что от огня просто так не уйти. Не оставайся в квартире с огнём, А выбирайся доступным путём: Мокрым шарфом нос и рот завяжи, К двери входной через дым поспеши!

*** Если вдруг увидишь дым, Что-то загорается, Позвони по «01» - Сразу все уладится. Будь осторожен при обращении с источником тока Ты, малыш, запомнить должен: Будь с розеткой осторожен! С ней никак нельзя играть, Гвоздики в неё совать. Сунешь гвоздик ненароком – И тебя ударит током, Так ударит, что, прости, Могут даже не спасти. Дело кончится бедой – Ток в розетке очень злой!!!

*** Ты, малыш, запомнить должен: Будь с розеткой осторожен! С ней не должен ты играть, Шпильку, гвоздь туда совать – Дело кончится бедой: Ток в розетке очень злой!!! Не включай и не выключай электроприборы мокрыми руками Все дети должны обязательно знать: Электроприборы нельзя выключать Тогда, когда руки мокры от воды. Такая халатность – шаг до беды! Руки ты вытри получше, дружок, Потом выключай самовар, утюжок. Шутить с электричеством очень опасно! Зачем же тебе рисковать понапрасну? Не пытайся починить прибор, если он включен в розетку Если прибор невзначай заискрился, Греть перестал или вдруг задымился, То побыстрее его выключай! Только потом до конца выясняй, Что же случилось и как же с ним быть, Можно ли этот прибор починить. Будет включённым прибор оставаться – Очень опасно к нему прикасаться: Или получишь тока удар, Или от искры начнётся пожар. Так что ты времени зря не теряй И из розетки прибор выключай! Выдернул вилку? – Тогда всё в порядке, Смело теперь устраняй недостатки! Не пользуйся электроприборами, когда сидишь в воде Помни: в ванне и под душем Фен тебе совсем не нужен! Плеер тоже подождёт – До него дойдёт черёд! В ванне ты пока сидишь, Обойдись без них, малыш. Если рядом есть вода, Электричество – беда! Мелкие предметы могут быть опасны В уши, нос нельзя совать Мелкие предметы. Могут там они застрять - Помните про это! И придется вас везти К медикам в больницу! Глупо так себя вести, Просто не годится! Подражание взрослым может быть опасным Сынок хотел, как папа, стать И начал гвоздик забивать; Попал по пальцу молотком - На рёв сбежался целый дом... Малыш, запомни наш совет: С тобой чтоб не случилось бед, Еще немного подожди: Сперва придется подрасти...

*** Дверь входную осторожно Надо закрывать; А иначе, друг мой, можно Пальцы там прижать... Будет больно - и польются Слезы в два ручья; И тебя жалеть сбегутся Все твои друзья... Не разговаривай по телефону с чужими людьми. Если телефон звонит, Кто-то в трубку говорит: - И куда же я попал? Номер я какой набрал? Как тебя зовут, малыш? Дома с кем сейчас сидишь? - Ничего не отвечай, Просто маму подзывай! Если взрослых дома нет, Не веди ни с кем бесед, «До свидания!» - скажи, Быстро трубку положи! Не открывай дверь чужим людям. Если позвонил звонок, Посмотри сперва в глазок, В гости кто пришел, узнай, Но чужим - не открывай! Если нет глазка, тогда: «Кто же там?» - спроси всегда, А не станут отвечать – Дверь не надо открывать!

*** Дома ты один остался, Кто-то дверь открыть пытался. «02» скорее набери И полицию позови!

Полный документ достепен по ссылке: Практическое пособие